Она регулярно входит в топ-50 самых влиятельных деловых женщин России. Журналы Татарстана пестрят фотографиями, на которых хозяйка известного супермаркета запечатлена с первыми лицами республики, включая нынешнего и бывшего президентов.
25 магазинов в семи городах России, ассортимент из 40 тысяч названий, половина продукции — собственного производства, годовой оборот в 8 миллиардов рублей — это витрина ее бизнеса. О том, что за этой витриной, мы и говорили с Муслимой Латыповой в ее рабочем кабинете, расположенном на втором этаже самого крупного «Бахетле» Казани.
«Мне удалось полюбить эту профессию, хотя в советские времена ею трудно было гордиться»
С какой идеей, кроме коммерческой, вы начинали свой бизнес?
Муслима Латыпова: Я могла бы красиво ответить на этот вопрос. Типа: «Супермаркет домашней еды я решила создать, чтобы освободить женщину от рабства на кухне». В принципе, так оно и есть. Но, честно сказать, я никогда глубоко не задумывалась, для чего мне это нужно. Я с детства была связана с торговлей, потому что мама там работала и папа к торговле был причастен. Я слышала их профессиональные разговоры и твердо знала, что, кроме торговли, нигде работать не буду, хотя родители пытались сделать все, чтобы я не оказалась в этой системе. Но торговый опыт и знания родителей, повседневное общение с ними на профессиональные темы дали свои результаты. Мне удалось полюбить эту профессию, хотя в советские времена ею трудно было гордиться. Но что правда, то правда: работнику торговли легче жилось, чем другим. Ты сидел на дефиците и благодаря ему мог решать свои вопросы.
Где именно работали родители?
Муслима Латыпова: Мама заведовала продовольственным магазином, а папа трудился на базе, был там рядовым рабочим. Я же в молодости была руководителем торгового куста «Уралгаз», потом приехала в Казань, работала директором столовой, продавцом в промтоварном магазине. Начинала с низов и всю свою работу знаю изнутри.
Вам оказывали «знаки уважения»?
Муслима Латыпова: Еще бы! На этом вся профессия держалась. Я работала директором торгового куста, в моем распоряжении находились столовые, кафе, ресторанчик, складские помещения, продовольственный магазин… В этом смысле я была очень уважаемым человеком. Помню случай: у председателя сельсовета дочь выходила замуж, в качестве приданого требовался ковер, и я ему по блату этот ковер «устроила». А он мне по блату «сделал» «Жигули». Такое тогда было время.
«Я потом губадью целый год не могла есть — переела во время дегустации»
С чего вы начали ваш бизнес?
Муслима Латыпова: Я живу сегодняшним днем, редко ухожу в воспоминания, больше думаю о будущем. Но если начать вспоминать… В 1991 году я стала заниматься оптовой торговлей, а в 1998-м взяла в аренду магазин. Это был бывший советский магазин, площадью 1400 квадратных метров, постройки 1968 года. Требовались огромные вложения в реконструкцию. Но в то время арендные отношения выстраивались лишь на один год. Вкладывать деньги в реконструкцию на год арендных отношений? Это был страшный риск. Более того, в тот год случился дефолт. Тем не менее первый «Бахетле» удалось открыть.
Он сразу был задуман как супермаркет домашней еды?
Муслима Латыпова: Да.
Эта ниша в ту пору была свободна или вы вступили с кем-то в конкуренцию?
Муслима Латыпова: Она была абсолютно свободна. К тому же я не люблю сама готовить, поэтому, собственно, и возникла идея создать магазин домашней готовой еды.
Разве не таким магазином была незабвенная советская «Кулинария»?
Муслима Латыпова: В пирогах из «Кулинарии» начинка занимала процентов десять, все остальное — тесто. А у нас в «Бахетле» — наоборот. Когда у меня созрела эта идея, я принялась искать специалиста, который смог бы обеспечить нашим продуктам высокое качество. И такого специалиста я нашла. Мы не стали придумывать правильную рецептуру, а начали просто с приготовления вкусных домашних пирогов. Мы делали губадью. Это наше национальное блюдо. И мы множество его видов наделали и перепробовали. Я потом губадью целый год не могла есть — переела во время дегустации. Я собирала всех своих помощников, человек десять — продавцов, производственников, людей, независимых от производства… Мы садились и пробовали пироги. И пока все десять человек не скажут: «вкусно», мы этот пирог в работу не пускали. Сперва делали пирог, а потом уже на него составляли калькуляцию. Путь нелегкий, но верный. И пока еще никто не сказал, что в «Бахетле» кормят невкусно.
«Слово «нет» сразу разрывает договорные отношения между покупателем и продавцом»
Сколько магазинов «Бахетле» за пределами Татарстана?
Муслима Латыпова: Восемь в Москве, один в Новосибирске и два в Барнауле. В Новосибирске и Барнауле — по франчайзингу. Многие города просят нас открыть у них «Бахетле». Но мы с большой осторожностью относимся к этим предложениям. Потому что невозможно клонировать качество. Чтобы его достичь, нужны хорошие кадры. Их на рынке очень мало.
А где же вы набирали персонал для первого «Бахетле»? Ведь когда он открылся, еще были свежи воспоминания о ненавязчивом советском сервисе. Как удалось преодолеть инерцию хамства, обсчетов-обвесов?
Муслима Латыпова: Было сложно.
И все-таки — как?
Муслима Латыпова: Тот первый мой магазин ранее принадлежал райпищеторгу. Когда я его открывала, глава района потребовал, чтобы я сохранила весь коллектив. Ну что мне оставалось делать? Я собрала людей и провела с ними беседу. Сказала: кто хочет работать, может остаться, но у нас есть корпоративные стандарты, которым все должны соответствовать. Это внешний вид, культура обслуживания, дисциплина, лояльность компании, уважение к потребителю. Потребитель, сказала я, — самое главное лицо в нашей компании. Нет потребителя — нет компании. И еще: забудьте слово «нет». Оно никогда не должно звучать в торговом зале. На любой вопрос потребителя нужно давать ответ. «Нет» — это не ответ. Слово «нет» сразу разрывает договорные отношения между покупателем и продавцом, потребитель теряет интерес к магазину. Я внушала своим сотрудникам, что если они будут исполнять корпоративные стандарты, то любой из них сможет работать в «Бахетле». Кстати, многие, пришедшие к нам из советской торговли, работают и сегодня.
А обязательства работодателя перед персоналом вы как сформулировали?
Муслима Латыпова: Я побеседовала с каждым претендентом. Говорила: я предоставляю вам рабочее место, обязуюсь ежемесячно и вовремя платить зарплату. Если я не исполняю свои обещания, нарушаю договор, вы можете что-то украсть, сделать что-то плохое, и я все равно буду перед вами виновата и не смогу вас ни в чем упрекнуть. Но если вы совершите серьезные нарушения, нам придется распрощаться. Был случай: охранник пресек кражу огурцов. Я вызвала женщину, которая пыталась украсть, и говорю: «Почему ты взяла эти огурцы? Ты получаешь достаточно, ты можешь даже что-то съесть, как делают повара, но воровать-то зачем?» Она: «Ну что я могу сделать? Ведь лежит! Лежит и чуть ли не говорит: забери меня». Я ее уволила по статье «недоверие». Но такие случаи были редки.
Сегодня сотрудников в «Бахетле» вы набираете по-другому?
Муслима Латыпова: Сегодня главный критерий в отборе кадров для «Бахетле» — профессионализм, высокая квалификация. Нас не интересует ни национальность, ни вероисповедание соискателя работы. Мы не смотрим, какого он пола, возраста. Хотя в торговом зале, где требуется физический труд, возраст, конечно, имеет значение. Если же человек нанимается в цех, мы смотрим, какие у него руки. Потому что он будет работать с тестом, и все, что выходит из-под его рук, должно быть по-домашнему вкусно. Разумеется, важно и то, чтобы будущий наш сотрудник был добросовестным, честным, порядочным. Такие вещи только потом выясняются. При собеседовании тоже многое видно. Есть современные методики анкетирования, и мы их используем.
Чего вы не прощаете своим сотрудникам?
Муслима Латыпова: Предательства. Я с такими людьми даже не выясняю отношения, я с ними просто расстаюсь
К каким проступкам ваших сотрудников вы готовы отнестись со снисхождением?
Муслима Латыпова: Наверное, к глупости. Кто из нас глупости не совершал? Бывает, не подумав, что-то скажешь или сделаешь. Ничего, это простительно.
«У нас не татарский, а татарстанский магазин»
В «Бахетле» продается элеш, эчпочмак, губадья, азу, другие блюда татарской кухни. Открывая магазины в Москве, Новосибирске, Барнауле, Балашихе, других городах России, ставите ли вы задачу, помимо развития своего бизнеса, пропагандировать татарскую национальную культуру?
Муслима Латыпова: Специально такая задача не ставится, но если кто-то, придя в «Бахетле», купит и попробует блюда татарской кухни, то мы можем этому только порадоваться. А вообще мы не сводим ассортимент к сугубо татарской кулинарии. Я и сама с детства не привыкла ограничиваться национальной едой. Мама уходила на работу рано, приходила поздно, и мы, четверо детей, выросли на макаронах, щах и домашней лапше, потому что она быстро готовится и очень сытная. Мама готовила, оставляла нам, мы разогревали и ели. Такие национальные продукты, как эчпочмак, мама могла готовить только по праздникам. Она вставала в два-три часа ночи, ставила опару, делала тесто. Что такое эчпочмак? Ингредиенты — картошка, мясо, лук и тесто. Все это в форме треугольника. В Москве эчпочмак — хит продаж. Так же, как и чак-чак — визитная карточка Татарстана. Все остальное я бы к татарской национальной кухне не относила. Мы продаем турецкую пахлаву, у нас есть и грузинские, и армянские, и еврейские блюда. Когда мы открывались в Москве, про нас говорили: «Татарский магазин». Я всегда поправляла: «Не татарский, а татарстанский». А вот название — да, татарское.
«Главное, что люди сыты»
Что представляет собой благотворительный проект «Социальные столовые «Бахетле»? Сколько таких столовых?
Муслима Латыпова: Шесть. Пять из них в Казани и одна в Камских Полянах. Я понимаю, как тяжело людям, которые оказались за чертой бедности. Но когда мы, частная компания, о них заботимся, они думают, что это заботится государство. На днях пришла ко мне эксперт по качеству: «Муслима Хабриевна, в социальных столовых не знают, что это ваш личный проект. Все говорят: это все мэр, это президент». Я говорю: «Пусть говорят, не это главное. Главное, что люди сыты». Там полноценные обеды ежедневно, кроме воскресенья. Полторы тысячи посетителей.
Они кем-то специально отобраны?
Муслима Латыпова: Начиная этот проект, я обратилась к мэру города с просьбой выделить несколько помещений без платы за аренду. Мы сами, сказала, сделаем там ремонт, сами закупим оборудование и продукты, сами будем готовить еду. И моя идея была поддержана городской властью. Что касается посетителей этих столовых, то их отбирают социальные работники мэрии.
«Не готова рисковать ради денег ни здоровьем, ни отношениями»
Что такое успех, по-вашему? Успех не в коммерческом, а в человеческом его измерении.
Муслима Латыпова: Я считаю себя очень счастливым человеком. И думаю так: если ты даже терпел поражения, это еще не значит, что ты безуспешен. Ошибки, неудачи, разочарования — это нормальный путь к успеху.
Вам когда-нибудь выпадал легкий успех?
Муслима Латыпова: Мне кажется, нет. Когда спрашивают, кто были мои учителя, я всегда говорю, что моими учителями были те трудности, которые мне приходилось преодолевать. И вспоминаю слова пророка Мухаммеда: «Врата благосостояния находятся под замком, а ключом к этому замку является труд».
На что вы готовы ради денег, а на что — нет?
Муслима Латыпова: Я готова просто жить, любя жизнь. Но я не готова рисковать ради денег ни здоровьем, ни отношениями.
Вас называют одним из самых состоятельных людей в республике. Быть бедным трудно, а богатым легко?
Муслима Латыпова: Я в данный момент не замужем. И мне сказал один мужчина: «Вы женщина интересная, неглупая, небедная. Почему вы замуж не выходите?» Я, смеясь, ответила: «Знаете, когда мужчины слышат, сколько у меня кредитов, они сразу шарахаются от меня».
На что вы с удовольствием тратите личные деньги?
Муслима Латыпова: Я приобретаю то, что необходимо, а не то, что только нравится. Я трачу много денег на благотворительность, но никогда не даю их наличными, потому что эти деньги могут не дойти до цели, которой предназначены. На днях одна работница обратилась ко мне. У ее ребенка ДЦП, и она попросила денег на лечение. Я знаю на Украине клинику Козявкина, где лечат ДЦП. Лечение там стоит 150 тысяч рублей. Но эти деньги мы нашей сотруднице на руки не дадим — будем сами оплачивать лечение ее ребенка. Я не трачу деньги на то, что мне не нужно. И вообще деньги — не та цель, к которой я иду. Вот если бы деньги обеспечили тебе бессмертие… Но никому еще они бессмертия не обеспечили. Да и нужно ли человеку бессмертие? И нужно ли ему зарабатывать больше, чем требуется? Избыток денег ничего тебе не обещает, кроме тревоги. В советские времена мы жили сначала в частном доме. В нем никогда двери не запирались, но нам от этого не было страшно. А когда купили квартиру, переехали в нее, мне стало плохо спаться по ночам. Какая-то тревога во мне поселилась. А у меня был знакомый обэхээсник. Тогда работнику торговли было положено дружить с обэхээсником. Я ему говорю: «Слушай, у меня какой-то страх, боюсь засыпать, сплю беспокойно». Он говорит: «Как опытный обэхээсник, я могу объяснить, что с тобой происходит. Это у тебя бриллиантовый синдром». Так вот, скажите, зачем мне сегодня подобный синдром?
Ваше любимое детское воспоминание?
Муслима Латыпова: Все воспоминания детства мне одинаково дороги. У нас была большая, сильная, веселая семья. Мы жили безбедно и в достатке. Как теперь понимаю, я с детства имела тягу к предпринимательству. Помню, мама с папой купили брату велосипед и каждый из нас, четверых детей, застолбил за собой право по пятнадцать минут или по полчаса на этом велосипеде кататься. Когда подходила моя очередь, я не каталась. Я за пятнадцать копеек давала прокатиться соседским детям. Мне очень хотелось покататься. Очень. Но мне хотелось и деньги заработать.
Досье
История компании «Бахетле» началась в 1991 году с предприятия оптовой торговли продуктами питания. Следующий этап — открытие в декабре 1998 года первого супермаркета в Казани с небольшим производством кулинарных изделий и салатов. Впоследствии он был дополнен кондитерским и мучным цехами.
Сегодня сеть «Бахетле» — это 25 супермаркетов в семи городах России: Казани, Москве, Балашихе, Набережных Челнах, Нижнекамске, по франчайзингу — в Новосибирске и Барнауле. Среди продовольственных товаров в каждом магазине сети имеются отделы кулинарии собственного производства. Кроме того, у «Бахетле» есть производственная база, где централизованно готовят продукты длительного хранения — замороженные пельмени, вареники, копченое мясо, сухую домашнюю лапшу.
«Бахетле» будет кормить спортсменов Универсиады, которая этим летом пройдет в Казани. Питание организуют на территории Деревни Универсиады. Для этого будет выстроена временная конструкция площадью 15 тыс. кв. м, из них 9 тыс. займет обеденный зал, а на 5 тыс. кв. м разместится производственная зона. Одновременно здесь будут обслуживать около 3,7 тыс. человек.
Источник информации: retailer.ru
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий